Японский стиль Японские жилища по своему изысканные и своеобразные «миры» как в древности, так и до наших дней. Утонченность, геометрическая гармония, просторность – всё это присуще для японского интерьера. Каждое помещение отражает индивидуальность хозяина. А методы их строительства имеют ясную логику, функциональность , простое оформление пространства и аристократическое пуританство – всё это стало образцом современного строительства жилых домов.
Этот интерьер четко разделен на две зоны: внешнюю, «уличную», где хранят обувь, и внутреннюю, где ходят босиком или в таби — японских носках с отделением для большого пальца. Разделены комнаты друг от друга циновками строго определенных размеров.
Разделяются комнаты дополнительно на зоны с помощью излюбленных на востоке ширм и фусуми (раздвижные японские двери-перегородки толщиной около 2 и шириной около 90 см). В высоту фусуми гораздо ниже наших дверей — всего 180 см.
Внутренняя зона включает в себя чайную комнату, гостиную, спальню и кухню. Санузел в квартире должен располагаться во внешней зоне, «на улице». Переход из спальни в туалет —по камням.
Японцы не пользовались кроватью; они спали, в основном, на татами. Все японцы отдыхают на циновках, сидя на коленях или на корточках, они почти не пользуются мебелью, а едят, попишу или пьют чай, сидя на корточках.
Из мебели у них много маленьких лаковых шкафчиков-ларчиков или шкатулок для письменных и туалетных принадлежностей, игрушек. В сундуках из камфорного дерева в Японии традиционно хранят одежду. Для определенной работы, например для письма, японцы используют удлиненный, высотой 20—40 см лаковый столик с выдвижными ящиками и лаковый сервировочный столик.
Характерным для японской культуры быта является отсутствие декоративных и художественных изделий, которые были типичны для европейского интерьера. Поэтому небольшие жилые комнаты казались пустыми и строгими; помещения украшали только обшивка стен и потолка светлыми породами древесины и нежная расцветка раздвижных перегородок и деталей стен.
Гармония внутренних помещений достигалась благодаря применению толстых циновок для пола и всего нескольким, но изысканным изделиям мебели. Основным для японцев является желание иметь сад или хотя бы небольшой дворик. Сад небольшой по размерам, но каждый его уголок тщательно проработан и воссоздает естественный пейзаж в миниатюре.
Планировка сада, как правило, очень живописная. Сад задуман как образ природы; его композиция и отдельные части имеют символический смысл, так же как специфическое для Японии искусство компоновки цветов в вазе.
При загородных дворцах китайской знати тоже устраивались сады со свободной, непринужденной планировкой. Но в отличие от японских садов китайские обильно украшены беседками, мостиками, воротами и оградами причудливой формы, скульптурой, цветными фонариками.
Японцы любят природу, понимают и ценят ее. Привычка с детства ценить красоту природы, естественного воспитывала определенные эстетические взгляды. В архитектуре, как и в вещах, они ценят простоту и естественность.