В каждой печи различают: основание, корпус и дымовую трубу.
Основание должно быть прочным. В противном случае кладка печи может разрушиться. Основанием для печи служит специальный фундамент, возводимый в грунте по размерам печи.
Корпус, или собственно печь, состоит из топливника и дымоходов. Размеры и конструкции топливников, так же, как и системы дымоходов, зависят от вида сжигаемого топлива и теплоотдачи печи.
Топливник должен располагаться как можно ниже. Печь тем лучше обогревает помещения, чем ближе к полу находится ее наиболее горячая Поверхность, т. е. топливник. Он предназначен для сжигания топлива и должен быть устроен таким образом, чтобы создавались наилучшие условия для развития процесса горения: • поддерживалась высокая температура в зоне горения; • обеспечивался равномерный и в достаточном количестве подвод воздуха к горящему топливу; • вмещалось необходимое количество твердого топлива.
Ширина топливника зависит от теплоотдачи печи. В небольших печах с теплоотдачей до 3000 ккал/ч она может быть от 19 до 27 см, свыше 3000 ккал/ч — более 27 см. Длина и ширина топливников кирпичных печей должны быть кратными размерам кирпича или 1/2 кирпича. Высоту топливника выбирают также в зависимости от теплоотдачи печи и от вида топлива. В соответствии с этим топливники обычно делают высотой от 44 до 77 см, но не выше 1 м.
Минимальная толщина наружных стенок топливника установлена в 3/4 кирпича. В печах с теплоотдачей свыше 3000 ккал/ч толщина наружных стенок топливника может быть в % и в целый кирпич.
Топливники печей футеруют (облицовывают) огнеупорным или тугоплавким кирпичом (гжельским). При отсутствии гжельского кирпича их футеруют отборным обыкновенным красным кирпичом. Колосниковую решетку укладывают на 70-140 мм ниже топочной дверки для того, чтобы при ее открывании горящие угли не выпадали на пол.
В качестве топлива, применяемого для печей, используют дрова, торф, каменный уголь. Обычно печь рассчитана на использование какого-либо определенного топлива, так как от этого зависит устройство топки и ее конструкция в целом.
Дымовая труба предназначена для отвода из печи наружу дымовых газов, образующихся при сгорании топлива, а также для создания в топливнике разреженной атмосферы, обеспечивающей поступление воздуха, необходимого для горения.
Системы дымооборотов в печах бывают: канальными, бесканальными и смешанными, малооборотными и многооборотными.
Малооборотные системы имеют один подъемный канал и один или несколько опускных, соединенных параллельно. Газы в них идут в одном направлении.
Многооборотные системы построены так, что дымовой канал состоит из последовательно соединенных вертикальных и горизонтальных участков. Газы, направляясь к трубе от топливника, преодолевают большое количество оборотов. Печи с такой системой оборотов прогреваются весьма неравномерно, требуют повышенной тяги, а обилие оборотов повышает оседание сажи. Очищать такие печи очень трудно.
В системе с нижним прогревом обеспечивается наибольший нагрев нижний части печи. Работает печь следующим образом. Сначала горячие газы из топливника опускаются вниз, нагревая нижнюю часть печи; слегка охлаждаясь, они направляются вверх.
Верхнюю часть системы делают или однооборотной, или в виде колпака. Эта система является наиболее рациональной из всех существующих.
В бесканальной (колпаковой) системе дымовые каналы отсутствуют, а над топливником имеется камера в виде колпака. Из топливника под камерой проходит входное отверстие, а также боковое отверстие для отвода охлажденных газов.
Работает печь так. Горячие газы попадают в колпак из топливника, поднимаются до перекрыши печи, расходятся по стенкам и нагревают их, а остывая, опускаются вдоль стен к низу камеры и через второе боковое отверстие попадают в трубу. Для лучшего нагревания часто в колпаке делают продольные перегородки на всю его высоту, образуя как бы колодцы. Эта система проста в выполнении, имеет наименьшее газовое сопротивление.
К недостатку можно отнести перегрев верхней части печи.
При устройстве дымоходов необходимо придерживаться следующих правил: • сечение дымохода должно быть достаточным для прохода дымовых газов (если это условие не будет соблюдено, печь будет дымить); • дымоход должен быть по возможности устроен с таким расчетом, чтобы наиболее горячие газы проходили по нижней части печи.
Чтобы газы и дым испытывали как можно меньшее сопротивление в каналах, внутренние поверхности дымохода должны быть чистыми и гладкими.
Высота трубы над поверхностью крыши зависит от расстояния от конька. В любом случае часть трубы, находящаяся над крышей, должна быть высотой не менее 50 см. Верх трубы, находящейся не далее чем в 1,5 м от конька, должен быть поднят над ним не менее чем на 50 см. При расположении трубы в пределах 1,5-3 м от конька высота устанавливается на его уровне.
При сильных ветрах, задувающих в трубу дым, рекомендуется устраивать специальные оголовники — усилители тяги. Их можно украсить проволочными спиралями и флюгером.
В пределах чердака трубы белят известковым раствором. Это необходимо для того, чтобы легче было заметить черные трещины, появляющиеся в стенках трубы.