Загрузка...
Лучшие предложения недвижимости в Минск Выбрать регион
 
Направление Удаление от кольцевой Цена за м2 ($)   Название посёлка
 
 
Город Область
 

Словарь архитектурных терминов - П

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Х Ц Ф Ч Ш Щ Э Ю Я
 
Павильон
(франц. pavillon, от лат. papilio – шатер)
1) Небольшая, легкая по конструкции открытая постройка (многие храмы и дворцы Востока, европейские парковые сооружения). 2) Часть дворцового здания, имеющая самостоятельную крышу. 3) Постройка для выставочной экспозиции, киносъемок, торговли.

Пагода
(португ. pagoda, от санскр. «бхагават» – священный; кит. «бао-та», букв. – башня сокровищ)
буддийское мемориальное сооружение и хранилище реликвий. Возникли в начале нашей эры в Китае, известны в Корее, Японии, странах Юго-Восточной Азии. Имеют форму павильона или башни (часто многоярусной), квадратных, 6-, 8- или 12-угольных в плане. Строительным материалом для пагод служат дерево, камень, кирпич, металл.

Палата
(лат. palatium – дворец)
дворцовый зал, бесстолпный или с одним поддерживающим своды столпом (Грановитая палата в Московском Кремле). В русской средневековой архитектуре палаты – богатое жилое каменное или деревянное здание, обычно в два или более этажей, с многочисленными помещениями. С XVII в. палаты принимают характер небольших дворцовых корпусов или особняков (палаты Волковых, Троекуровых в Москве).

Палаццо
(итал. palazzo, от лат. palatium - дворец; название происходит от Палатинского холма в Риме, на котором строили свои дворцы древнеримские императоры)
тип городского дворца-особняка, характерный для итальянского Возрождения. Сформировался в XV в. Классическое палаццо представляло собой трехэтажное (реже двух- или четырехэтажное) здание, выходившее фасадом на улицу. Композиционным центром был внутренний двор, обнесенный арочными галереями. Ранние палаццо отличались замкнутостью и монолитностью объема, суровостью внешнего облика и имели фасады, отделанные крупным рустом. С XVI в. в оформлении фасадов усилилась роль ордерных элементов и скульптурного декора; постройки обрели большую связь с городским окружением и природной средой. К задней стороне здания часто стал примыкать террасный сад. В различных областях Италии сложились местные разновидности палаццо.

Пандус
(от франц. pente douce – пологий склон)
прямоугольная или криволинейная в плане наклонная площадка, служащая для въезда к парадному входу, расположенному над цоколем здания, или для подъема автомобилей в многоярусных гаражах; в отдельных случаях заменяет лестницы. В XX в. пандусы чаще всего устраиваются в общественных и промышленных зданиях, гаражах и т. д.

Панель
(нем. paneel)
крупноразмерный плоский элемент строительной конструкции заводского изготовления. Широко применяются в современном сборном строительстве.

Панно
(франц. panneau, от лат. pannus – кусок ткани)
часть стены, выделенная обрамлением (лепной рамой, лентой орнамента и т. д.) и заполненная живописным или скульптурным изображением, рельефом.

Пантеон
(лат. Pantheon, от греч. Pantheion – место, посвященное всем богам)
1) В Древнем Риме – храм всех богов, построенный около 125 г. н. э. 2) Усыпальница выдающихся людей. Обычно пантеоны располагаются в зданиях, имеющих (или первоначально имевших) культовое назначение (Вестминстерское аббатство в Лондоне, Пантеон в Париже).

Паперть
помещение перед входом в церковь, имеющее вид небольшой галереи.

Парапет
(от франц. parapet, итал. parapetto, от parare – защищать и petto – грудь)
ограда, перила или невысокая сплошная стенка, проходящая по краю крыши, террасы, балкона, вдоль моста, набережной (в качестве заграждения), на гребне плотины, мола, дамбы (для защиты от разрушений волнами).

Парк
(франц. parc, нем. Park, англ. park, от лат. parcus, parricus – отгороженное место)
см. Садово-парковое искусство.

Партер
(франц. parterre, от par – по, поверху и terre – земля)
в садово-парковом искусстве открытая часть сада или парка, расположенная на плоской местности, без древесных насаждений, с газонами, цветниками, водоемами, бордюрами из кустарника, иногда украшенная скульптурой, фонтанами. В регулярном парке партер разделен на участки правильной формы с узорами из стриженого букса, цветных песков, толченого кирпича, угля; в пейзажном – имеет вид лужайки. В XX в. делают преимущественно цветочные партеры с замощенными дорожками.

Паруса, пандативы
элементы купольной конструкции, обеспечивающие переход от квадратного в плане подкупольного пространства к окружности купола или его барабана. Парус имеет форму треугольника, вершина которого обращена вниз и заполняет пространство между подпружными арками, соединяющими соседние столпы подкупольного квадрата. Основания парусов в сумме образуют круг и распределяют нагрузку купола по периметру арок. Одна из конструктивных особенностей византийской и древнерусской архитектуры (см. Крестово-купольные храмы), купольных зданий эпохи Возрождения и XVII–XIX вв.

Пассаж
(франц. passage, букв. – проход, переход)
тип торгового (реже делового) здания, в котором магазины и конторские помещения расположены ярусами по сторонам широкого прохода с застекленным покрытием. Пассажи строились преимущественно в Европе во второй половине XIX в.

Патио
(исп. patio)
открытый внутренний двор, часто окруженный галереями. Широко распространены в средиземноморских странах и в Латинской Америке.

Пергола
(итал. pergola)
увитая зеленью беседка или коридор из трельяжей (легких решеток) на арках и столбах. Служит укрытием от зноя. В садах XVI в. и регулярных парках XVII–XVIII вв. перголы выделялись на фоне насаждений, подстриженных в виде ровных стенок-шпалер. Применяются в современной парковой архитектуре.

Периптер
(греч. peripteros – окруженный колоннами, от peri – вокруг и pteron – крыло, боковая колоннада)
основной тип древнегреческого храма периодов архаики и классики: Периптер – прямоугольное в плане здание, с четырех сторон окруженное колоннадой. Внутри периптер обычно состоял из пронаоса и наоса, позади наоса часто устраивалось закрытое помещение – опистодом (храм Деметры в Пестуме, Парфенон). Внешние формы периптера часто использовались в архитектуре классицизма.

Перистиль
(греч. peristylos, от peri – вокруг и stylos – столб, колонна)
прямоугольный двор, сад, площадь, зал, окруженные с четырех сторон крытой колоннадой. Перистиль как составная часть древнегреческих жилых и общественных зданий известен с IV в. до н. э., широкое распространение получил в эпоху эллинизма и в Древнем Риме.

Пилон
(итал. pilone – столб, от греч. pylon, букв. – ворота, вход)
1) Массивные столбы, служащие опорой арок, перекрытий, мостов либо стоящие по сторонам входов или въездов. 2) Башнеобразные сооружения с трапециевидными фасадами (обычно украшенными рельефами), воздвигавшиеся по сторонам входов в древнеегипетские храмы.

Пилястра, пилястр
(итал. pilastro, от лат. pila – колонна, столб)
плоский вертикальный выступ прямоугольного сечения на поверхности стены или столба. Имеет те же элементы (ствол, капитель, база) и пропорции, что и колонна, обычно без утолщения в средней части – энтазиса. Пилястры широко применялись в ордерной архитектуре для декоративного членения стены. Иногда конструктивно усиливают стену.

Пинакль
(франц. pinacle)
декоративные башенки, столбики на контрфорсах (реже на других архитектурных частях) позднероманских и готических церквей. Пинакли обычно завершаются фиалами и украшаются краббами.

Пирамида
монументальное сооружение, имеющее форму пирамиды (иногда ступенчатую или башнеобразную). Пирамидами называют гробницы древнеегипетских фараонов (пирамида Хеопса в Гизе и др.), а также постаменты храмов в Центральной и Южной Америке, связанные с космологическими культами (I тыс. до н. э.).

Пирон
короткий металлический (реже каменный или деревянный) стержень, скрепляющий блоки каменной кладки по вертикали. Пироны укладывались в специальные пазы в камне и заливались свинцом.

План в архитектуре
выполненное в определенном масштабе графическое изображение горизонтальной проекции здания (либо одного из его помещений) или комплекса зданий, населенного пункта или отдельных его частей. На плане могут быть указаны конструкции стен, опор и перекрытий, расстановка мебели в интерьерах, расположение оборудования и схема технологического процесса в производственных помещениях, озеленение территории, схема транспортной сети в городе и др.

Плафон
(от франц. plafond – потолок)
в широком смысле – любое (плоское, сводчатое или купольное) перекрытие какого-либо помещения. Украшающее плафон произведение монументально-декоративной живописи и скульптуры (сюжетное и орнаментальное) также обозначается термином «плафон». Живописные плафоны могут исполняться непосредственно по штукатурке (в технике фрески, масляными, клеевыми, синтетическими красками), на прикрепляемом к потолку холсте (панно), мозаикой и другими способами.

Плинфа
(от греч. plinthos – кирпич)
широкий и плоский обожженный кирпич, являвшийся основным строительным материалом в архитектуре Византии и в русском храмовом зодчестве X–XIII вв.

Площадь
открытое, архитектурно организованное, обрамленное какими-либо зданиями, сооружениями или зелеными насаждениями пространство, входящее в систему городских пространств. Предшественниками городских площадей были парадные дворы дворцовых и храмовых комплексов Крита, Древнего Египта, Вавилонии, Ассирии. Прямоугольный план и замкнутая периметрическая застройка характерны для древнегреческой агоры и древнеримского форума. Столь же замкнутый характер (при нерегулярном плане) имели площади (в основном торговые) европейских городов XII–XIV вв. В эпоху Возрождения создавались площади с очертаниями правильной геометрической фигуры (прямоугольник, трапеция), в эпоху барокко появились площади многоугольные, круглые и других сложных конфигураций. В русских средневековых городах большую общественную и градостроительную роль играли кремлевские, торговые, соборные площади. С XVIII в. получили широкое распространение площади с открытой пространственной композицией. Выдающиеся образцы площадей различного назначения были созданы архитекторами русского классицизма в последней трети XVIII – первой трети XIX в. В современном градостроительстве различают два типа площадей – транспортные и пешеходные. Транспортные иногда делятся на несколько ярусов (для развязки движения в разных уровнях) и имеют специализированные назначения (вокзальные, с обширными стоянками автомобилей и др.). Пешеходные площади могут создаваться как парадный центр города, как театральные, торговые, мемориальные (в честь исторических событий, выдающихся государственных деятелей, ученых, мастеров искусства).

Повал
в русской деревянной архитектуре расширенная верхняя часть сруба, служащая основанием шатровых и скатных крыш и защищающая стены от дождя.

Повалуша
в русской деревянной архитектуре башня в комплексе жилых хором, в которой находилось помещение для пиров.

Подзор в архитектуре
декоративные деревянные доски с глухой или сквозной резьбой или металлические полосы с прорезным узором, окаймляющие свесы кровли.

Подиум
(лат. podium, от греч. podion – ножка, основание)
высокая, обычно прямоугольная платформа с лестницей с одной стороны и отвесными другими сторонами. На подиумах возводились античные (преимущественно римские) храмы. Подиумом называется также стена вокруг арены и возвышение с местами для знатных зрителей в античном цирке.

Подклет
нижний этаж каменного или деревянного жилого дома или храма, обычно имеющий служебно-хозяйственное назначение.

Полица
в русской деревянной архитектуре нижняя пологая часть крутой двухскатной или шатровой крыши, отводящая дождевые воды от стен.

Полка
архитектурный облом; горизонтальный, прямоугольный в сечении выступ в базе колонны, карнизе и др., иногда практического назначения (защита оконных проемов от попадания влаги).

Поребрик
вид орнаментальной кирпичной кладки, при которой один ряд кирпичей укладывается под углом к наружной поверхности стены.

Портал
(нем. Portal, от лат. porta – вход, ворота)
архитектурно оформленный вход в здание. Для античности характерны порталы с плоскими перемычками, для древней Вавилонии – арочные, для средневекового зодчества Ближнего и Среднего Востока – пештаки. С XI в. в романской, готической и древнерусской архитектуре распространяются арочные, так называемые перспективные порталы, выполненные в виде уступов, в углах которых помещались колонки, соединенные архивольтами.

Портик
(от лат. porticus)
ряд колонн, объединенных аттиком и фронтоном (или только аттиком), помещенный перед фасадом здания. Ордерные формы портиков возникли и получили распространение в античном зодчестве Греции и Рима, широко использовались в архитектуре классицизма.

Постамент
(нем. Postament)
архитектурное основание скульптуры, колонн и т. д.; подставка, на которой устанавливается произведение станковой скульптуры.

Пресбитерий
(позднелат. presbyterium – место для избранных, от греч. presb?teros – старейшина)
в европейской и восточно-христианской культовой архитектуре пространство между солеей и престолом (столом для совершения таинств). В православных храмах пресбитерий соответствует виме, в западноевропейских средневековых храмах – центральной части хора.

Придел
в православном храме небольшая бесстолпная пристройка с южной или северной стороны фасада либо специально выделенная часть основного здания, имеющая дополнительный алтарь для отдельных богослужений.

Притвор
см. Нартекс.

Причелина
в русской деревянной архитектуре доска на фасаде избы (обычно резная), защищающая от влаги торцы бревен повала.

Пронаос
(греч. pronaos – преддверие храма)
полуоткрытая часть античного храма между входным портиком и наосом. Спереди пронаос ограждался двумя колоннами, с боков – стенами в виде антов.

Пропилеи, пропилон
(греч. propylaion – преддверие, вход)
парадный проход, проезд, образованный симметричными портиками и колоннадами, расположенными по оси движения. Известны в эгейском искусстве, но особенно характерны для архитектуры Древней Греции. В XIX в. к типу пропилей обращались архитекторы классицизма. Во второй половине XIX–XX в. пропилеи строятся как часть особо значительных торжественных архитектурных комплексов или сооружений, имеющих мемориальное значение.

Простиль
(от греч. pro – впереди и stylos – колонна)
тип античного храма. Представляет собой прямоугольное в плане небольшое здание с рядом колонн на главном фасаде.

Профили архитектурные
см. Обломы архитектурные.

Псевдодиптер
(от греч. pseudos – ложь и dipteros – двукрылый)
тип древнегреческого храма. Отличается от диптера отсутствием внутреннего ряда колонн, хотя пространство для них оставлено.
 
Расскажи друзьям:
 
Другие статьи по этой теме:
 
 
blog comments powered by Disqus
 

Для входа в систему введите Ваши email или номер клиента* и пароль:

 
   
E-mail или id*:
Пароль:
Вспомнить пароль  •  Зарегистрироваться

*Пользователи вводят Email указанный при регистрации
*Рекламодатели вводят номер клиента.