Загрузка...
Лучшие предложения недвижимости в Минск Выбрать регион
 
Направление Удаление от кольцевой Цена за м2 ($)   Название посёлка
 
 
Город Область
 

Словарь архитектурных терминов - Т

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Х Ц Ф Ч Ш Щ Э Ю Я
 
Табернакль
(от лат. tabernaculum – шатер)
1) В католических храмах сооружение для хранения предметов религиозного поклонения, богато украшенное резьбой, скульптурными изображениями. 2) В готических храмах башнеобразная открытая пристройка (или архитектурно оформленная ниша) для размещения статуй.

Тамбур
(араб.; франц. tambour, букв. - барабан)
небольшая пристройка к зданиям и сооружениям перед наружными дверями или проходное пространство за ними, служащее для защиты от холодного воздуха и ветра.

Театр
(от греч. theatron – место для зрелищ, зрелище)
тип архитектурной постройки, предназначенной для театральных представлений. Первые театральные здания появились предположительно в VI в. до н. э. в Древней Греции. Они были открытыми и состояли из орхестры (круглая площадка, сцена), театрона (места для зрителей) и скены (пристройки для переодевания и хранения реквизита). Театры сооружались амфитеатром на склоне холма (орхестра и скена располагались у подножия). До IV в. до н. э. театрон и скена были деревянными, позже – каменными. В IV–III вв. до н. э. основной игровой площадкой стала плоская кровля (логейон) портика-проскения скены, а на орхестре находился хор. Для связи с орхестрой устраивались лестницы и пандусы. Скена была приспособлена для установки декораций (пинак) и сценических механизмов. Греческие театры вмещали всех свободных граждан города. Наряду с открытыми театрами строились крытые (одеон). Тип открытого греческого театра получил развитие в Древнем Риме. В таких театрах через центр полукруглой орхестры, на которой размещались места для привилегированных зрителей, проходила передняя граница невысокой площадки – просцениума. Для остальных зрителей ряды мест (кавеа) возводились амфитеатром, опиравшимся на сводчатые конструкции. Амфитеатр полукружием охватывал орхестру, примыкал к боковым выступам сцены, образуя единый замкнутый объем. Верхний ярус кавеа завершался крытой колоннадой, стены сцены украшались нишами, статуями и др. Первое крытое здание театра было построено римлянами в Помпеях (III–I вв. до н. э.). Сложившаяся в античный период структура театрального здания оказала большое влияние на его последующее развитие. В эпоху средневековья театральные здания не строились. Представления литургической драмы устраивались в храмах, позже на папертях, в XIV–XVI вв. (как и постановки моралите в XV–XVI вв.) – на площадях и улицах городов на временных подмостках или повозках. В эпоху Возрождения строительство театров возобновилось сначала в Италии, затем в других странах. Возводились закрытые сооружения с глубоким сценическим пространством. В XVI в. была создана «перспективная сцена», состоящая из невысокого игрового помоста по всей ширине зала, фоновой части для сменных щитов и задника с постоянными перспективными изображениями улиц и площадей. Пол был наклонным. Зрители располагались в орхестре и амфитеатре. В XVII в. впервые появилась сцена с порталом, щитовыми кулисами и сменными задниками. С развитием оперы в первой половине XVII в. для получения лучшей акустики и видимости начали сооружать театры с ярусными галереями (вначале непрерывными, позже разделенными перегородками на ложи). Усовершенствовалось техническое оснащение сцены, вводились дополнительные помещения для зрителей (фойе, вестибюль). Наиболее яркий образец итальянского театра – театр «Ла Скала» в Милане (1778 г., арх. Дж. Пьермарини). В конце XVI в. в Англии возник тип театрального здания, в котором сочетались элементы античного (орхестра, ярусы для зрителей) и средневекового (подмостки) театра (театр «Глобус» в Лондоне, 1599 г.). Существовали также небольшие частные крытые театры с четырехугольными залами и сидячими местами в орхестре. "Во второй половине XVIII в. начал складываться так называемый французский тип театра – с круглым залом, который на три четверти периметра обступают открытые, не разделенные на ложи ярусы, опирающиеся на колонны большого ордера; в партере устанавливались кресла для привилегированных зрителей." В XVIII–XIX вв. в Европе и Америке использовался преимущественно итальянский тип театра, в России строились театры как итальянского типа (Большой театр в Москве, Александринский театр в Петербурге), так и французского (усадебный театр в Останкине). В последней четверти XIX в., в связи с дифференциацией театральных жанров на драматические и музыкальные и потребностью в более демократической структуре театрального здания, образовался новый тип театра – с секторальным залом (амфитеатр без партера и ярусов). В первые десятилетия XX в. появились театральные здания без глубинной сцены-коробки, с открытой сценической площадкой, а также театры с амфитеатровым и аудиторным залами, в которых амфитеатр или партер дополнены одним или несколькими нависающими над ними балконами.

Терем
(от греч. teremnon – кров, жилище)
в древнерусской архитектуре верхний жилой ярус хором больших жилых домов, сооружавшийся над сенями, или отдельно стоящая высокая жилая постройка на подклете.

Термы
(лат. thermae, от греч. therme – тепло, жар)
в Древнем Риме общественные бани, являющиеся также спортивными сооружениями. Как тип зданий сложились ко второй половине II в. до н. э. Кроме горячей (кальдарий), теплой (тепидарий) и холодной (фригидарий) бань, включали вестибюль, раздевальни, парильни, залы для занятий спортом, собраний и другие помещения, симметрично располагавшиеся по сторонам главного зала. Огромные внутренние объемы перекрывались мощными цилиндрическими и крестовыми сводами и куполами и пышно украшались мозаиками, росписями, скульптурой и т. д. Термы отапливались горячим воздухом по каналам, проложенным под полами, в стенах; часто использовались термальные воды.

Терраса
(франц. terrasse, от лат. terra – земля)
открытая с трех сторон (с XIX в. чаще застекленная) летняя неотапливаемая пристройка к зданию, сообщающаяся с ним дверью и перекрытая крышей на столбах. Террасами называют также части террасных сооружений, уступами спускающихся по склону.

Тетраконх
(от греч. tetra – часть слов, обозначающая «четыре», и konch – раковина)
в раннехристианском и средневековом зодчестве тип центрического храма с четырехлепестковым планом: к квадратному внутреннему подкупольному помещению примыкают четыре полуциркульные в плане апсиды. Был особенно распространен на территории Армении и Грузии.

Тимпан
(греч. tympanon)
треугольное поле фронтона; углубленная часть стены (ниша) полуциркульного, треугольного или стрельчатого очертания над окном или дверью. В тимпане часто помещают скульптуру, живописные изображения, гербы и др.

Толос, фолос
(греч. tholos)
в древнегреческой архитектуре круглое в плане сооружение (святилище, гробница, памятник, музыкальный зал).

Торговые ряды
протяженная постройка с аркадами или колонными галереями для торговли. В Западной Европе строились с XIII–XV вв., в России – в XVII–XIX вв. Часто определяли проектное решение центра города.

Торговый центр
комплекс зданий, где размещены магазины и учреждения бытового обслуживания.

Торус, тор
(от лат. torus – выпуклость, валик)
вал, один из классических древнегреческих архитектурных обломов. Тор строится по дугам окружности или более сложным кривым.

Тосканский ордер
упрощенный вариант дорического ордера. Возник в Древнем Риме на рубеже I в. до н. э. – I в. н. э. Имеет колонну с базой, но без каннелюр и гладкий фриз.

Травея
(от франц. travee – пролет)
в романской и готической архитектуре прямоугольная в плане пространственная ячейка нефа, ограниченная по углам четырьмя устоями, несущими крестовый или сомкнутый свод. Готическое здание представляет собой систему травей.

Трансепт
(лат. transeptum, от trans – за и septum – ограда)
в европейской культовой архитектуре поперечный неф или несколько нефов в базиликовых (см. Базилика) или крестообразных в плане зданиях. Возник в раннехристианских храмах, когда усложнение литургии потребовало увеличить пространство перед алтарем и апсидой. Переход от продольных нефов к трансепту оформлялся подпружными арками средокрестия.

Трапезная
(от греч. trapeza – стол, кушанье)
1) В христианских монастырях специальное здание с залом для совместных трапез, церковью и подсобными помещениями (поварни, кладовые и др.); русские трапезные XVI–XVII вв. имели большие одностолпные, двухстолпные или бесстолпные залы с открытыми террасами-гульбищами и лестницами, богатым декоративным убранством. 1) Просторная невысокая пристройка с западной стороны христианского храма, служившая для богослужения в зимнее время и общественных нужд прихожан. Характерны для русской архитектуры XVII–XVIII вв.

Триглиф
(греч. triglyphos, от tri – три и glyphos – режу)
прямоугольная, несколько вытянутая по вертикали плита с несколькими желобками. Чередуясь с метопами, триглифы образуют фриз в дорическом ордере. Размещаются по осям колонн и интерколумниев и на концах фриза на углах здания. Воспроизводят в камне торцы балок первоначального деревянного перекрытия.

Триклиний
(лат. triclinium)
в древнеримской архитектуре помещение для трапезы. Триклиниями называются также ложа, которые в Древнем Риме устанавливались вокруг обеденного стола, образуя форму подковы.

Трифорий
(лат. triforium, от tri – три и foris – дверь, вход)
1) Трехчастный арочный проем с трехлопастным завершением. 2) Аркада во втором ярусе центрального нефа романских и готических базиликовых (см. Базилика) храмов, состоящая из ряда трифориев. Облегчая стены, усиливает их конструкцию, имеет и декоративное значение. Также узкая галерея, расположенная за аркадой или парапетом над сводами и под скатом крыши боковых нефов, а иногда и в обходе хора.

Тромпы
(франц. trompe, от древневерхненем. trumba – труба)
треугольные нишеобразные сводчатые конструкции в форме части конуса, половины или четверти сферического купола. Служат для перехода от нижней, квадратной в плане части здания к верхней, круглой или многоугольной в плане (к куполу или его барабану). Иногда являются опорной конструкцией для угловых куполов, эркеров. Тромпы были распространены в средневековой архитектуре Византии, Передней и Средней Азии, Закавказья и Европы (в русском зодчестве – преимущественно в XVII в.). См. также Паруса.

Тяга
горизонтальный или вертикальный профилированный поясок, выступ (обычно штукатурный или каменный), членящий стены зданий или обрамляющий панно и потолки. Как правило, состоит из нескольких обломов.
 
Расскажи друзьям:
 
Другие статьи по этой теме:
 
 
blog comments powered by Disqus
 

Для входа в систему введите Ваши email или номер клиента* и пароль:

 
   
E-mail или id*:
Пароль:
Вспомнить пароль  •  Зарегистрироваться

*Пользователи вводят Email указанный при регистрации
*Рекламодатели вводят номер клиента.